Бензин хочет денег: как Россия будет бороться с подорожанием топлива.
В России продолжается рост как биржевых, так и розничных цен на автомобильное топливо – бензин и дизель. Власти уже несколько лет пытаются стабилизировать ситуацию на рынке, прибегая к различным мерам, от запрета экспорта до его временной отмены. Чего ждать от топливного рынка в текущем году, и потребуется ли новое государственное вмешательство?
Несмотря на усилия правительства по стабилизации цен на топливо в последние два года, рост цен остановить не удалось. Согласно данным Росстата на 13 января 2025 года, средняя стоимость бензина Аи-92 на российских АЗС составила 55,49 рубля за литр, что на 9,83% выше, чем годом ранее. Бензин Аи-95 за тот же период подорожал на 9,92%, до 60,63 рубля за литр. Наиболее значительно выросла цена на Аи-98 – на 21,1%, достигнув 83,09 рубля за литр. Дизельное топливо показало более умеренный рост в 8,83%, до 70,15 рубля за литр, что даже ниже уровня инфляции. Таким образом, большинство видов топлива дорожали быстрее, чем инфляция, составившая в 2024 году 9,52%.
Оптовые цены на топливо за год выросли еще заметнее. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) бензин Аи-92 для европейской части России к 15 января 2025 года подорожал на 21,9% – до 50 441 рубля за тонну, а Аи-95 – на 17,6%, до 51 944 рубля за тонну. Биржевые цены на дизельное топливо выросли гораздо меньше: летнее дизельное топливо подорожало на 0,9%, до 52 488 рублей за тонну, а зимнее – на 1,4%, до 60 750 рублей.
В прошлом году правительство РФ активно использовало инструменты регулирования для сдерживания цен на топливо. Одним из ключевых инструментов стал экспортный запрет на бензин.
С 1 марта 2024 года был введен полный запрет на экспорт бензина. Однако, уже с 20 мая по 30 июня запрет был временно снят, "учитывая насыщение внутреннего рынка". Впоследствии, разрешение на экспорт продлевалось еще на месяц, до конца июля. В августе эмбарго было вновь введено и действовало до конца декабря, чтобы "поддержать стабильность на топливном рынке в период сезонного спроса и плановых ремонтов НПЗ". В ноябре 2024 года правительство разрешило экспорт бензина для производителей нефтепродуктов, но для остальных поставщиков запрет продлили до конца января 2025 года. В марте 2024 года также был отменен запрет на экспорт дизельного топлива, введенный в сентябре 2023 года.
В 2024 году Росстат по решению правительства перестал публиковать данные о производстве нефтепродуктов. Федеральная таможенная служба (ФТС) прекратила публикацию данных об импорте и экспорте всех товаров еще в 2022 году. Последние доступные данные по производству относятся к первым четырем месяцам 2024 года: за январь-апрель было произведено 14,4 млн тонн автомобильного бензина, что на 1,7% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Вице-премьер Александр Новак сообщал, что в 2023 году в России произвели 88 млн тонн дизельного топлива и 43,8 млн тонн бензина. По подсчетам Forbes, если тенденция снижения производства на 1,7% сохранилась в течение всего 2024 года, то годовой объем производства бензина составил около 43 млн тонн.
Независимый эксперт Леонид Хазанов оценивает внутреннее годовое потребление дизельного топлива в России в 50–51 млн тонн, а бензина – в 35–36 млн тонн. По его мнению, даже при снижении производства на 1,7–2%, обеспеченность страны топливом остается на достаточном уровне. Хазанов отмечает, что ежемесячные объемы производства зависят от графика плановых ремонтов на НПЗ, которые обычно проводятся весной и осенью. "Обычно в месяц производится около 7,6–7,8 млн тонн дизельного топлива и 3,5–3,8 млн тонн бензина. Во время ремонтных работ выпуск может снижаться до 6,5–6,9 млн тонн и примерно до 3 млн тонн соответственно", – поясняет эксперт.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов в целом согласен с этими оценками, хотя отмечает, что официальное подтверждение этим данным отсутствует. Он также добавляет, что прошлогодние запреты на экспорт топлива могли привести к увеличению внутреннего потребления дизеля примерно на 6%, а бензина – на 2% по итогам года.
Старший аналитик Альфа-Банка Никита Блохин считает, что на данный момент российский рынок моторного топлива сбалансирован. "Сейчас, в период низкого сезона, когда спрос на топливо существенно ниже летнего, говорить о серьезных потрясениях преждевременно, – отмечает он. – По нашим оценкам, текущие объемы производства и накопленные запасы нефтепродуктов полностью обеспечат спрос в начале весенней посевной кампании".
Блохин не ожидает значительных изменений в балансе спроса и предложения топлива в первом полугодии 2025 года. Однако в III квартале, в период сбора урожая, возможен локальный и кратковременный дефицит. "Тем не менее, постоянный мониторинг, оптимизация логистики поставок и своевременное регулирование рынка позволят правительству обеспечить достаточное насыщение рынка во второй половине 2025 года", – полагает аналитик.
По мнению Блохина, перспективы внутреннего рынка топлива остаются позитивными, в том числе из-за новых санкций США против российского нефтяного сектора. В краткосрочной перспективе санкции могут привести к сокращению экспорта нефтепродуктов и их накоплению внутри страны. "Сырая нефть – более ликвидный товар, который легче перенаправить на другие рынки. Рынок нефтепродуктов более сегментирован и часто имеет устоявшиеся маршруты поставок, – объясняет Блохин. – Кроме того, доступность танкеров для сырой нефти всегда была выше, чем для нефтепродуктов. Эти факторы могут сыграть роль в начале года, пока рынок адаптируется к новым санкциям". Потенциальный рост запасов нефтепродуктов внутри страны может создать резерв, который позволит сгладить сезонные колебания спроса во II и III кварталах 2025 года.
Однако эксперт предупреждает о "черных лебедях", таких как атаки беспилотников на российские НПЗ, которые могут вызвать перебои в поставках и остановку производства. Ранее Forbes уже писал о влиянии атак дронов на топливный рынок. Блохин не исключает точечных мер правительства по ограничению экспорта топлива, но сомневается, что они будут столь масштабными, как в 2023–2024 годах.
"Цены на бензин могут незначительно опережать инфляцию в отдельные периоды из-за рыночных механизмов, но аналитики не видят оснований для их значительного отклонения от общего уровня инфляции в течение года, – говорит Блохин. – Стабильный налоговый режим, учитывающий баланс интересов нефтепереработчиков и государства, позволяет надеяться на отсутствие резких скачков цен на топливном рынке в течение года".
Максим Худалов из «Вектор Капитал» считает, что на фоне запланированного на 2025 год роста акцизов на 4% и ожидаемого ослабления рубля, цены на топливо в России, вероятно, продолжат расти. С 1 января 2025 года ставки акцизов на бензин 5 класса планово выросли на 4% по сравнению с 2024 годом, до 15 755 рублей за тонну, а на дизельное топливо – до 10 915 рублей за тонну.
"Я не вижу предпосылок для дефицита бензина и дизельного топлива в России, разве что локального, в отдельных регионах, из-за логистических проблем, – заключает Леонид Хазанов. – Но пока такие трудности не прогнозируются". Однако цены будут расти из-за последних санкций США, которые приведут к временному сокращению экспорта нефти. "В этих условиях отечественные компании могут попытаться компенсировать потери валютной выручки за счет повышения цен на бензин и дизель, отгружаемые с НПЗ", – поясняет Хазанов. При этом он не верит в возможность роста цен на бензин на АЗС до 100 рублей за литр, так как правительство не допустит столь резкого подорожания.
Несмотря на усилия правительства по стабилизации цен на топливо в последние два года, рост цен остановить не удалось. Согласно данным Росстата на 13 января 2025 года, средняя стоимость бензина Аи-92 на российских АЗС составила 55,49 рубля за литр, что на 9,83% выше, чем годом ранее. Бензин Аи-95 за тот же период подорожал на 9,92%, до 60,63 рубля за литр. Наиболее значительно выросла цена на Аи-98 – на 21,1%, достигнув 83,09 рубля за литр. Дизельное топливо показало более умеренный рост в 8,83%, до 70,15 рубля за литр, что даже ниже уровня инфляции. Таким образом, большинство видов топлива дорожали быстрее, чем инфляция, составившая в 2024 году 9,52%.
Оптовые цены на топливо за год выросли еще заметнее. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) бензин Аи-92 для европейской части России к 15 января 2025 года подорожал на 21,9% – до 50 441 рубля за тонну, а Аи-95 – на 17,6%, до 51 944 рубля за тонну. Биржевые цены на дизельное топливо выросли гораздо меньше: летнее дизельное топливо подорожало на 0,9%, до 52 488 рублей за тонну, а зимнее – на 1,4%, до 60 750 рублей.
Государственное регулирование: меры 2024 года.
В прошлом году правительство РФ активно использовало инструменты регулирования для сдерживания цен на топливо. Одним из ключевых инструментов стал экспортный запрет на бензин.
С 1 марта 2024 года был введен полный запрет на экспорт бензина. Однако, уже с 20 мая по 30 июня запрет был временно снят, "учитывая насыщение внутреннего рынка". Впоследствии, разрешение на экспорт продлевалось еще на месяц, до конца июля. В августе эмбарго было вновь введено и действовало до конца декабря, чтобы "поддержать стабильность на топливном рынке в период сезонного спроса и плановых ремонтов НПЗ". В ноябре 2024 года правительство разрешило экспорт бензина для производителей нефтепродуктов, но для остальных поставщиков запрет продлили до конца января 2025 года. В марте 2024 года также был отменен запрет на экспорт дизельного топлива, введенный в сентябре 2023 года.
Статистика под грифом секретности.
В 2024 году Росстат по решению правительства перестал публиковать данные о производстве нефтепродуктов. Федеральная таможенная служба (ФТС) прекратила публикацию данных об импорте и экспорте всех товаров еще в 2022 году. Последние доступные данные по производству относятся к первым четырем месяцам 2024 года: за январь-апрель было произведено 14,4 млн тонн автомобильного бензина, что на 1,7% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Вице-премьер Александр Новак сообщал, что в 2023 году в России произвели 88 млн тонн дизельного топлива и 43,8 млн тонн бензина. По подсчетам Forbes, если тенденция снижения производства на 1,7% сохранилась в течение всего 2024 года, то годовой объем производства бензина составил около 43 млн тонн.
Независимый эксперт Леонид Хазанов оценивает внутреннее годовое потребление дизельного топлива в России в 50–51 млн тонн, а бензина – в 35–36 млн тонн. По его мнению, даже при снижении производства на 1,7–2%, обеспеченность страны топливом остается на достаточном уровне. Хазанов отмечает, что ежемесячные объемы производства зависят от графика плановых ремонтов на НПЗ, которые обычно проводятся весной и осенью. "Обычно в месяц производится около 7,6–7,8 млн тонн дизельного топлива и 3,5–3,8 млн тонн бензина. Во время ремонтных работ выпуск может снижаться до 6,5–6,9 млн тонн и примерно до 3 млн тонн соответственно", – поясняет эксперт.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов в целом согласен с этими оценками, хотя отмечает, что официальное подтверждение этим данным отсутствует. Он также добавляет, что прошлогодние запреты на экспорт топлива могли привести к увеличению внутреннего потребления дизеля примерно на 6%, а бензина – на 2% по итогам года.
Прогнозы на 2025 год.
Старший аналитик Альфа-Банка Никита Блохин считает, что на данный момент российский рынок моторного топлива сбалансирован. "Сейчас, в период низкого сезона, когда спрос на топливо существенно ниже летнего, говорить о серьезных потрясениях преждевременно, – отмечает он. – По нашим оценкам, текущие объемы производства и накопленные запасы нефтепродуктов полностью обеспечат спрос в начале весенней посевной кампании".
Блохин не ожидает значительных изменений в балансе спроса и предложения топлива в первом полугодии 2025 года. Однако в III квартале, в период сбора урожая, возможен локальный и кратковременный дефицит. "Тем не менее, постоянный мониторинг, оптимизация логистики поставок и своевременное регулирование рынка позволят правительству обеспечить достаточное насыщение рынка во второй половине 2025 года", – полагает аналитик.
По мнению Блохина, перспективы внутреннего рынка топлива остаются позитивными, в том числе из-за новых санкций США против российского нефтяного сектора. В краткосрочной перспективе санкции могут привести к сокращению экспорта нефтепродуктов и их накоплению внутри страны. "Сырая нефть – более ликвидный товар, который легче перенаправить на другие рынки. Рынок нефтепродуктов более сегментирован и часто имеет устоявшиеся маршруты поставок, – объясняет Блохин. – Кроме того, доступность танкеров для сырой нефти всегда была выше, чем для нефтепродуктов. Эти факторы могут сыграть роль в начале года, пока рынок адаптируется к новым санкциям". Потенциальный рост запасов нефтепродуктов внутри страны может создать резерв, который позволит сгладить сезонные колебания спроса во II и III кварталах 2025 года.
Однако эксперт предупреждает о "черных лебедях", таких как атаки беспилотников на российские НПЗ, которые могут вызвать перебои в поставках и остановку производства. Ранее Forbes уже писал о влиянии атак дронов на топливный рынок. Блохин не исключает точечных мер правительства по ограничению экспорта топлива, но сомневается, что они будут столь масштабными, как в 2023–2024 годах.
"Цены на бензин могут незначительно опережать инфляцию в отдельные периоды из-за рыночных механизмов, но аналитики не видят оснований для их значительного отклонения от общего уровня инфляции в течение года, – говорит Блохин. – Стабильный налоговый режим, учитывающий баланс интересов нефтепереработчиков и государства, позволяет надеяться на отсутствие резких скачков цен на топливном рынке в течение года".
Максим Худалов из «Вектор Капитал» считает, что на фоне запланированного на 2025 год роста акцизов на 4% и ожидаемого ослабления рубля, цены на топливо в России, вероятно, продолжат расти. С 1 января 2025 года ставки акцизов на бензин 5 класса планово выросли на 4% по сравнению с 2024 годом, до 15 755 рублей за тонну, а на дизельное топливо – до 10 915 рублей за тонну.
"Я не вижу предпосылок для дефицита бензина и дизельного топлива в России, разве что локального, в отдельных регионах, из-за логистических проблем, – заключает Леонид Хазанов. – Но пока такие трудности не прогнозируются". Однако цены будут расти из-за последних санкций США, которые приведут к временному сокращению экспорта нефти. "В этих условиях отечественные компании могут попытаться компенсировать потери валютной выручки за счет повышения цен на бензин и дизель, отгружаемые с НПЗ", – поясняет Хазанов. При этом он не верит в возможность роста цен на бензин на АЗС до 100 рублей за литр, так как правительство не допустит столь резкого подорожания.